Основные требования к уровню знаний и умений учащихся.
3 класс.
Учащиеся должны знать:
что такое явление природы;
что такое горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
устройство компаса;
о трёх состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
о круговороте воды в природе;
легко определяемые свойства воды (3 – 4);
о водоёмах (река, озеро, море);
о значении воды в жизни человека, необходимости её охраны и рационального использования;
легко определяемые свойства воздуха (3 – 4);
состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
о необходимости охраны воздуха от загрязнения;
что такое горные породы и полезные ископаемые;
свойства 3 – 4 полезных ископаемых, их использование человеком;
о необходимости бережного использования полезных ископаемых;
о почве, её значении и необходимости охраны;
о четырёх царствах живой природы;
об органах растений и их значении;
особенности размножения и развития растений;
о некоторых группах растений и их отличительных признаках;
об отличительных признаках основных групп животных;
особенности передвижения, питания, размножения и развития животных;
некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах её охраны;
названия важнейших органов человека и их функции;
основные правила личной гигиены;
какие народы живут на территории России;
символику своего города;
столицу России;
государственные символы России;
как называется главный закон страны;
как устроено наше государство;
основные права и обязанности ребёнка.
Учащиеся должны уметь:
находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
различать наиболее распространённые растения (5 – 6);
различать наиболее распространённых животных (7 – 8);
проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;
приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
выполнять правила личной гигиены;
оценивать своё поведение в природе;
выполнять правила поведения в природе;
находить на карте город (село), в котором они живут;
рассказывать о главных символах государства;
рассказывать о символах своего города;
рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
рассказывать об основных правах и обязанностях ребёнка.
Учащиеся могут знать:
что такое открытая и закрытая линия горизонта;
что называют свойством тела и вещества;
о физических и химических явлениях природы;
об использовании энергии воды и ветра;
о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
о разнообразии грибов и их значении в природе и жизни человека;
о значении бактерий в природе и жизни человека;
об особенностях питания и дыхания растений;
об условиях прорастания семян;
о предках культурных растений и домашних животных;
об обычаях и традициях своего народа;
об истории возникновения своего города (села);
историю возникновения герба своего города;
историю происхождения и развития основных символов государства;
основные моменты развития органов власти страны;
историю происхождения государственных наград.
Учащиеся могут уметь:
находить стороны горизонта по местным признакам;
моделировать несложные природные процессы;
объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;
пользоваться различной справочной литературой;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
сравнивать и делать выводы.